Jump to content
Восточное Дегунино

Правильная политика Telegram


Denis

Recommended Posts

Сооснователь мессенджера Telegram Павел Дуров накануне заявил, что компания не выполнит озвученное накануне требование Роскомнадзора. Ведомство уведомило администрацию мессенджера, что она должна в 15-дневный срок предоставить, в соответствии с российскими законами, Федеральной службе безопасности ключи для дешифровки сообщений пользователей Telegram — иначе оно обратится в суд с иском о блокировке мессенджера. Вести.Hi-tech разобрались, как до такого дошло и чем все может закончиться.

Цитата

Threats to block Telegram unless it gives up private data of its users won't bear fruit. Telegram will stand for freedom and privacy.

— Pavel Durov (@durov) 20 марта 2018 г.

"Угрозы заблокировать Telegram, если он не предоставит частные данные своих пользователей, не принесут результатов. Telegram будет стоять на страже свободы и неприкосновенности частной жизни".

Почему власти требуют шифровальные ключи Telegram? Хотят читать всю переписку?

Потому что таков закон. Точнее, приказ ФСБ № 432 от 19 июля 2016 г., который Верховный суд накануне признал не противоречащим Конституции и другим законам РФ. Документ устанавливает, как именно организаторы распространения информации (в реестр ОРИ Telegram внесли под номером 90-PP прошлым летом) должны передавать ФСБ данные для расшифровки переписки пользователей.

Речь не идет о предоставлении универсального ключа, который бы дал ФСБ прямой доступ к переписке любых пользователей — да такого и не существует, если только братья Дуровы не решили оснастить свой мессенджер удобным бэкдором, рискуя в случае его обнаружения крахом проекта. Запрос касается только шести аккаунтов Telegram, которые привязаны к шести телефонным номерам.

Почему Telegram не поделится ключами для расшифровки данных?

На этот вопрос можно ответить по-разному. Самый короткий ответ дал Павел Дуров во вчерашнем твите — мессенджер защищает неприкосновенность частной жизни и конституционное право россиян на тайну переписки, нарушать которое можно только в отношении подозреваемых в преступлениях и с санкции суда. Telegram исходно позиционировал себя как решение для защищенных коммуникаций, поэтому выдать властям любого государства данные пользователей значило бы сделать свой продукт менее привлекательным для значительной доли аудитории.

Есть и другой ответ, который звучал ранее из уст самого Дурова: передача "ключей", которые требует ФСБ, нереализуема технически. В частности, представители Telegram и эксперты говорили ранее, что ключи, шифрующие переписку, генерируются заново примерно каждые 10 минут, а использованные ключи не хранятся. Во вторых, разные сегменты ключа распределены между серверами, находящимися в разных юрисдикциях, поэтому для их выдачи — даже если бы Telegram хранила постоянно меняющиеся ключи для каждого пользователя, чего она не делает — потребовались бы разрешения от судов нескольких государств. Наконец, есть в мессенджере и секретные чаты, содержимое которых передается непосредственно между пользователями, минуя серверы, и защищено ключами, которые генерируются на устройствах. Поэтому, например, даже сам пользователь, начав секретный чат на смартфоне, не сможет получить к нему доступ с настольного ПК или через веб-приложение. Нет такой возможности и у администрации сервиса.

О технической невозможности передать ФСБ ключи для расшифровки говорится и в заключениях независимых экспертов (1, 2), которые получили представляющие интересы Telegram в российских судах юристы правозащитной организации "Агора". В то же время, аргумент о технической невозможности передать ключи в последнем судебном разбирательстве юристы Telegram не использовали. Давно не упоминал об этом и сам Дуров. А заключениям экспертов явно недостает грамотной редактуры и серьезного отношения к источникам — встречающиеся в документах отсылки, например, к "Википедии" несколько снижают уровень доверия к утверждениям специалистов.

Как будет идти процедура блокировки Telegram?

С 20 марта (когда Роскомнадзор сделал мессенджеру предупреждение) у Telegram есть 15 дней на то, чтобы исполнить требование ФСБ. Когда этого не произойдет — а Дуров вряд ли передумает — Роскомнадзор должен подать в суд иск с требованием санкционировать блокировку Telegram. После получения решения у Telegram будет право на апелляцию, которым юристы компании наверняка воспользуются. После утверждения апелляционной инстанцией исходного решения Роскомнадзор должен будет направить мессенджеру последнее предупреждение.

В случае его неисполнения ведомство внесет адреса серверов Telegram в список блокируемых в России ресурсов, доступ к которым обязаны перекрыть все работающие в России провайдеры. Весь процесс, скорее всего, займет не менее месяца, но может растянуться и до лета — все зависит от скорости работы судов по искам Роскомнадзора и апелляциям Telegram.

Что делать, если Telegram заблокируют?

Переезжать в другой мессенджер или использовать средства обхода блокировок. Можно настроить интернет-доступ через сеть анонимизирующих серверов Tor, воспользоваться любым VPN-сервисом (если его, в свою очередь, не заблокируют за отказ блокировать Telegram — таким правом российские власти себя тоже наделили) или встроенной в Telegram "свободой слова" — настройкой, позволяющей перенаправить трафик мессенджера через посредника, один из общедоступных прокси-серверов SOCKS5, находящихся за рубежом.

Link to comment
Share on other sites

Блокировка Telegram — не беда

На днях опять заговорили про блокировку Телеграма в России. И, во-первых, у меня есть своё мнение на этот счёт. А во-вторых, я живу в другом городе, и ничего вы мне за него не сделаете.

Как оно в столицах

Если серьёзно, то на Телеграме у меня сейчас завязано очень много. Например, в нём оказалась вся моя рабочая переписка. В нём же у меня есть свой канал, на котором уже можно по чуть-чуть зарабатывать. В нём всё моё личное общение. Telegram стал такой, знаете, незаменимой штукой, которая нужная всегда и оказаться без которой уже тяжко.

001-2.jpg

Что почитать, как отправить прикольное видео жене, где рассказать тысяче-другой своих подписчиков какой-нибудь забавный факт. Да у меня никогда нигде больше не было такой аудитории! Ну в каком ещё мессенджере есть хотя бы настолько же ржачные стикеры. И куда ещё их так же просто добавить — создать свой фирменный стикер-пак. Ну или кто ещё так же доходчиво это объясняет — в других мессенджерах голову сломаешь, пока зарегистрируешься как следует, чтобы начать публиковать хоть что-то для общего пользования.

Как в других регионах и за третьим транспортным в Москве

Но вся эта жизнь в Телеграме происходит с людьми, которые активны в интернете. Часто это люди, которые не только потребляют, но и производят нечто, что даже пощупать невозможно — цифровой контент. Или же они потребляют очень много — буквально живут в сети. Телеграм в их случае становится ещё одним каналом потребления. Или он даже заменяет надоевшие соцсети с их вечно меняющимися и катящимися в клоаку алгоритмами.

Стоит мне сказать друзьям из другого города «пришлю тебе ссылку в телеграме», как надо мной начинают смеяться: «Чувак, есть же Скайп, Вайбер, Вацап. Ты серьёзно? Ну если будешь отправлять что-то такое, то хотя бы с центрального телеграфа и азбукой Морзе, я в рамку это дело зафигачу и на стол поставлю».

Вот вам сейчас может быть смешно, а таких людей в России и в русскоязычном интернете очень много. Ну кому нужен ещё один мессенджер, если можно общаться в тех, что уже есть. И так уже слишком много — Viber и WhatsApp стоят. Это если не считать, что можно ещё смски писать. А их на мобильном тарифе 300 штук на каждый месяц. А ещё iMessage иногда срабатывает — если у кого тоже Айфон. И электронная почта — когда надо написать сообщение подлиннее. И Facebook Messenger. И ВКонтакте. А мама, вон, в Одноклассниках наяривает сообщения. Батя там всех троллит, но маман относится к первой и последней в её жизни соцсети очень серьёзно. И куда тут ещё Telegram впихнуть?

Или, например, вот вам ситуация из жизни — недавно мне потребовалось присоединиться к так называемому родительскому чату, когда сын пошёл в школу в одном из спальных районов Москвы. Вы думаете, осенью 2017-го мы завели чат в Телеграме? Ничего подобного! Если не считать меня, то про Telegram там знала ещё пара родителей. А в классе учится 21 ребёнок. У одной мамочки вовсе нет смартфона и она даже сейчас пользуется кнопочным телефоном, который умеет звонить и получать смски. Остальные проголосовали за чат в Вацапе.

Вот ещё один пример из жизни — когда мои друзья из другого города в 500 километрах от Москвы повторяют, что я обязательно должен присоединиться к их чатику, я в очередной раз мучительно вспоминаю, что такое Viber, и вежливо отказываюсь. Они WhatsApp до сих пор не приняли, не то что Telegram! Никому не в упрёк, просто напоминаю о том, что по шедевру Павла Дурова недолго будут слёзы лить. Даже люди, которые любят посмотреть мемасы в интернете и порубиться в World of Tanks — и те зовут меня обратно в Вайбер.

Что говорит статистика

По данным Brand Analytics, упоминания Телеграма в сети с февраля по август 2017-го прилично выросли. Но другого вряд ли стоило ожидать, учитывая регулярные сообщения то о падениях такого важного для всех журналистов мессенджера, а то и о возможных разборках с ФСБ и даже блокировках. Бесплатный PR. Выключил там сервер, чтобы чайник вскипятить — вот тебе и публикации, потому что у журналистов паника. Потому что ты их подсадил на свой продукт, и они теперь не знают, чем заменить его в таких ситуациях. Потому и замечают отключения мгновенно. И тут же пишут о том, что заметили. Так новые люди узнают о существовании нового для них мессенджера.

8663b8ff1179ec6c18f939ed7dc78106.jpg

Логично, что относительный рост WhatsApp за те же полгода 2017-го не такой впечатляющий — его и отожрал Telegram. Странно, что Viber столько выиграл. Я не помню, чтобы в то время с ним происходило что-то ужасное. Пишут-то только о плохом. Поэтому единственное, что тут можно предположить — это отличную работу команды, которая показала всем настоящее чудо.

Но кому интересны упоминания в сети, когда важно, сколько реальных пользователей у мессенджеров. Например, недавнее исследование, которое провёл Институт современных медиа (MOMRI) показало, что в Москве Телеграмом пользуются 23% владельцев совместимых гаджетов. В России эта цифра составила 19%.

Столько же опрошенных в столице заявили, что пользуются мессенджером Фейсбука. Вы представляете себе активную аудиторию Фейсбука в России? А активных пользователей его мессенджера? Единицы в общей массе.

Даже у ВКонтакта больше — 27% и 32% в Москве и в прочей России соответственно. У Вайбера — 37% и 36%. Абсолютным лидером, до которого почти одинаково далеко всем, конечно, стал WhatsApp — 71% отдельно в столице и 59% в России.

Что сказал бы я, если бы у меня спросили

Учитывая всё, что я вижу — что непосредственно меня окружает и что говорит сухая статистика — блокировку Телеграма нельзя называть бедой вселенского масштаба. Она точно затронет кучу людей в Москве и Питере, модные тусовки в других российских городах. Но все эти люди возьмут и просто обратно запрыгнут на WhatsApp — на этом поезде места много.

Людей вроде моего брата, из-за которого у меня на компьютере до сих пор стоит Скайп, это всё не затронет вообще никак. Да он даже ни в одной социальной сети не зарегистрирован, если не считать соцсетью «Мой Круг»!

Единственное, к чему приведёт блокировка, станет недовольство относительно небольшой группы людей очередными запретами. Это не отказ от более популярных мессенджеров и соцсетей вроде Одноклассников. Вот там был бы бунт. А тут — побесятся и перестанут. Тем более что возрастом пользователи Телеграма укладываются в подростковую философию — до 34 лет, очень редко старше.

macdigger.ru

Link to comment
Share on other sites

Павел Дуров опубликовал пост в своём англоязычном канале. Он поблагодарил всех, кто помогал поддерживать стабильную работу Telegram в России. 

Цитата

В апреле 2018 года Роскомнадзор заблокировал Telegram на территории России. Мы знали, что это произойдёт, поэтому к моменту блокировки уже обновили Telegram, добавив поддержку сменных прокси-серверов, способных скрыть трафик и обойти антицензурные инструменты. К нам присоединились тысячи российских инженеров, которые создали собственные прокси для пользователей Telegram, сформировав децентрализованное движение под названием Цифровое сопротивление.

Первая неделя запрета была непростой, и у многих наших пользователей в России возникли проблемы с подключением. В попытке запретить пользователям доступ к Telegram, Роскомнадзор внёс в чёрный список миллионы IP-адресов. Однако благодаря Цифровому сопротивлению, после мая 2018 года Telegram стал широко доступен в России. 

В результате число пользователей Telegram в России не уменьшилось — фактически с 2018 года оно удвоилось. В мае 2020 года из 400 миллионов ежемесячно активных пользователей Telegram, не менее 30 миллионов были из России. Это означает, что наш рост в России соответствует росту в других странах. Проще говоря, запрет не сработал.

На прошлой неделе Роскомнадзор, у которого два месяца назад появился новый руководитель, решил отразить реальность, заявив, что Telegram больше не заблокирован в России. В своём объявлении они сослались на моё сообщение от 4 июня, в котором я объяснил, почему запрет не имеет особого смысла. 

Это изменение следует приветствовать — и я надеюсь, что оно надолго. Если же нет, то надеемся, что мало кто из пользователей заметит разницу.

Дуров попросил создателей прокси-серверов обратить внимание на Китай и Иран. В этих странах мессенджер по-прежнему запрещён.

Цитата

В течение последних двух лет нам приходилось регулярно обновлять нашу «разблокирующую» технологию, чтобы опережать цензоров. Я горжусь тем, чего мы достигли – она уникальная среди приложений для социальных сетей.

Мы не хотим, чтобы эта технология стала ржавой и устаревшей. Поэтому мы решили направить наши антицензурные ресурсы в другие места, где Telegram до сих пор запрещён правительствами — в такие страны, как Иран и Китай. Мы просим администраторов бывших прокси-серверов для российских пользователей сконцентрировать свои усилия на этих странах. Они также должны быть готовы к новым вызовам: по мере того, как политическая ситуация в мире с каждым днём становится непредсказуемой, всё больше правительств могут попытаться заблокировать приложения, ориентированные на конфиденциальность, такие как Telegram.

Движение Цифровое сопротивление не заканчивается с перемирием в России на прошлой неделе. Оно только начинается — и становится глобальным.

Роскомнадзор более двух лет пытался заблокировать Telegram. 18 июня он снял ограничения, объяснив это готовностью руководства мессенджера противодействовать терроризму и экстремизму.

  • Лайк 1
Link to comment
Share on other sites

Число активных пользователей Telegram превысило 500 миллионов.

Только за последние 72 часа в Telegram зарегистрировались более 25 миллионов человек со всего мира.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...